2. Технология разработки рабочей программы.
2.1 Рабочая программа составляется учителем-предметником,
педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или
курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на
учебный год или ступень обучения.
2.2. Рабочая программа педагога разрабатывается на
основании нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании» (ст. 32.)
Федеральный компонент государственного
образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03
2004 года№ 1089; Учебный план образовательного учреждения
Примерные программы, созданные на основе Федерального
компонента государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего (полного) общего образования
Список учебников, используемых в
образовательном процессе Муниципального казенного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 8 Артемовского городского
округа, составленный на основе Федерального перечня учебников
Требования к оснащению образовательного
процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов
федерального компонента государственного образовательного стандарта.
2.2.
Проектирование
содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса)
осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его
профессионального мастерства, авторским видением дисциплины, уровнем подготовки
класса.
2.3. Допускается разработка Программы коллективом
педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно
быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного
учреждения.
3. Структура рабочей
программы.
3.1.
Структура
Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной
системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического
материала, и включает в себя следующие элементы:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3.Основное содержание курса с примерным распределением
учебных часов по основным разделам.
4. Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе.
5. Тематическое планирование с указанием средств
контроля.
6. Критерии оценивания деятельности обучающихся.
7. Источники информации и средства обучения.
3.2.
Титульный
лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии
учреждения и программы, гриф согласования и утверждения программы, ФИО автора,
класс, предмет, год составления программы. Приложение 1.
3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, указывающий название, автора,
год издания конкретной программы, на основании которой разработана Рабочая программа,краткая характеристика сущности данного предмета, его функции, специфика и значение для решения целей и задач образования;
- её цели и задачи в соответствии с требованиями стандарта образования;
-
обоснование
отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, изменений,
внесенных в Рабочую программу;
- отражение специфики образовательного
учреждения: наличие разноуровневых классов (повышенного уровня,
общеобразовательный, класс компенсирующего обучения);
-
указание
межпредметных и внутрипредметных связей; -УМК,
- количество учебных часов, на которое
рассчитана программа, количество контрольных, лабораторных, практических работ,
экскурсий, исследований, работ по развитию речи
-
Предпочтительные
формы организации учебного процесса, преобладающие формы и способы контроля.
В пояснительной записке могут быть даны пояснения,
обусловленные требованиями реализации национально-регионального компонента
образования по данному предмету:
- на чем основано использование НРК;
- цели и задачи преподавания НРК (по ступеням
обучения);
-
количество
часов на НРК ( до 15% от общего количества времени, отведенного на изучение
материала учебного курса).
В соответствии с НРК ГОСа качество образования не
сводится к знаниям и умениям и характеризуется тремя составляющими:
-
предметно-информационной
(формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню
образовательной программы картины мира);
-
деятельностно-коммуникативной
(развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, которые
способствуют ее самоопределению и самореализации);
-
ценностно-ориентационной
(развитие ценностных отношений личности с целью ее интеграции в человеческое сообщество).
Эти три составляющих качества образованности
фиксируются в рабочей программе, конкретизируются в зависимости от
содержательных условий.
НРК не сводится к перечню учебных дисциплин;
предполагает прежде всего реализацию содержания образования по линиям:
-
культурно-историческая
-
социально-правовая
-
информационно-методологическая
-
экологическая
-
культура
здоровья.
Каждая из линий направлена на развитие определенного
вида компетентности, которая в единстве с другими и образует интегральную
характеристику результата образования - социальную компетентность обучающихся.
Реализовать ту
или иную содержательную линию возможно по-разному:
- интегрируя ее в учебную дисциплину федерального компонента, то есть средствами конкретного предметного содержания ; причем возможна реализация одновременно нескольких содержательных линий. В этом случае в рабочей программе линия содержания тоже фиксируется, тем самым подтверждается обязанность реализовать НРК;
-
концентрированное
выражение содержание линии находят в учебных программах и курсах
национально-регионального компонента (например, информационно- методологическая
линия - в курсе «Информационные технологии»);
- метапредметно, через образовательную программу
образовательного учреждения.
3.4.
При
описании содержания тем учебной программы устанавливается последовательность
изложения :
- название темы (раздела);
- содержание учебной темы (раздела);
-
необходимое
количество часов для изучения темы (раздела).
3.5.
Требования
к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе - структурный
элемент программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми
должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. Требования задаются
в деятельностной форме. Определяются требования к уровню подготовки не только
выпускников , но и учащихся каждого класса 1-й, 2-й, 3-й ступеней обучения.
3.6.
Учебно-тематический
план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, уроков,
количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия),
предполагаемые результаты обучения, средства контроля. Составляется в виде
таблицы . Приложение 2. Возможно изменение формата таблицы при составлении
Рабочих программ в связи со специфичностью содержания предметов по решению ШМО.
3.7.
Критерии
оценивания деятельности обучающихся - структурный элемент программы, содержащий
критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по всем видам
контроля: устные ответы, контрольные, самостоятельные, лабораторные,
графические и практические работы; сочинения и изложения; контрольное
списывание; диктанты; тестовые задания, зачеты; выразительное чтение текста
наизусть.
3.8.
Источники
информации и средства обучения - структурный элемент программы, содержащий
материалы учебно-методического комплекта ( учебники, учебные пособия, рабочие
тетради по предмету и т.д.), обеспечивающие полноту изучения учебной
дисциплины; рекомендуемую для учителя литературу (методические рекомендации по
изучению курса; литература для обучающихся (учебная и научно-популярная).
Список литературы включает библиографические описания изданий, которые
перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и
года издания. В данном структурном элементе содержится перечень рекомендуемых
средств обучения.
3.9.
Оформление программы должно соответствовать данной структуре. Допускаются
отдельные изменения, внесенные педагогами дополнительно.
4. Утверждение рабочей программы.
4.1.
Рабочая
программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего
года) приказом директора образовательного учреждения.
4.2. Утверждение Программы предполагает следующие
процедуры:
-
обсуждение,
принятие Программы на заседании предметного методического объединения,
согласование с руководителем ШМО;
- получение экспертного заключения
(согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет,
курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы
Программы с привлечением внешних экспертов.
4.3. При несоответствии Программы установленным
данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения
накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока
исполнения.
4.4.
Все
изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года,
должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога,
предмет, курс, направление деятельности и пр,
5. Доступность рабочих программ
5.1. Рабочая программа
входит в состав учебно-методического комплекса по предмету, должна быть
доступна для ознакомления родителям обучающихся при их желании.
-