2. Технология разработки рабочей программы.
2.1. Рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом дополнительного образования по определенному учебному предмету или курсу (элективному, факультативному, курсу дополнительного образования) на учебный год или ступень обучения.
2.2. Рабочая программа педагога разрабатывается на основании нормативно-правовых документов:
Закон «Об образовании» (ст. 32.)
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года№ 1089; Учебный план образовательного учреждения
Примерные программы, созданные на основе Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
Список учебников, используемых в образовательном процессе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 8 Артемовского городского округа, составленный на основе Федерального перечня учебников
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
2.2. Проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета (курса) осуществляется индивидуально каждым педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства, авторским видением дисциплины, уровнем подготовки класса.
2.3. Допускается разработка Программы коллективом педагогов одного предметного методического объединения. Данное решение должно быть принято коллегиально и утверждено приказом директора образовательного учреждения.
3. Структура рабочей программы.
3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие элементы:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3.Основное содержание курса с примерным распределением учебных часов по основным разделам.
4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
5. Тематическое планирование с указанием средств контроля.
6. Критерии оценивания деятельности обучающихся.
7. Источники информации и средства обучения.
3.2. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий сведения о названии учреждения и программы, гриф согласования и утверждения программы, ФИО автора, класс, предмет, год составления программы. Приложение 1.
3.3. Пояснительная записка - структурный элемент программы, указывающий название, автора, год издания конкретной программы, на основании которой разработана Рабочая программа, краткая характеристика сущности данного предмета, его функции, специфика и значение для решения
целей и задач образования;
- её цели и задачи в соответствии с требованиями стандарта образования;
- обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения, изменений, внесенных в Рабочую программу;
- отражение специфики образовательного учреждения: наличие разноуровневых классов (повышенного уровня, общеобразовательный, класс компенсирующего обучения);
- указание межпредметных и внутрипредметных связей; -УМК,
- количество учебных часов, на которое рассчитана программа, количество контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, исследований, работ по развитию речи
- Предпочтительные формы организации учебного процесса, преобладающие формы и способы контроля.
В пояснительной записке могут быть даны пояснения, обусловленные требованиями реализации национально-регионального компонента образования по данному предмету:
- на чем основано использование НРК;
- цели и задачи преподавания НРК (по ступеням обучения);
- количество часов на НРК ( до 15% от общего количества времени, отведенного на изучение материала учебного курса).
В соответствии с НРК ГОСа качество образования не сводится к знаниям и умениям и характеризуется тремя составляющими:
- предметно-информационной (формирование у обучающихся адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира);
- деятельностно-коммуникативной (развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, которые способствуют ее самоопределению и самореализации);
- ценностно-ориентационной (развитие ценностных отношений личности с целью ее интеграции в человеческое сообщество).
Эти три составляющих качества образованности фиксируются в рабочей программе, конкретизируются в зависимости от содержательных условий.
НРК не сводится к перечню учебных дисциплин; предполагает прежде всего реализацию содержания образования по линиям:
- культурно-историческая
- социально-правовая
- информационно-методологическая
- экологическая
- культура здоровья.
Каждая из линий направлена на развитие определенного вида компетентности, которая в единстве с другими и образует интегральную характеристику результата образования - социальную компетентность обучающихся. Реализовать ту или иную содержательную линию возможно по-разному:
- интегрируя ее в учебную дисциплину федерального компонента, то есть средствами конкретного предметного содержания ; причем возможна реализация одновременно нескольких содержательных линий. В этом случае в рабочей программе линия содержания тоже фиксируется, тем самым подтверждается обязанность реализовать НРК;
- концентрированное выражение содержание линии находят в учебных программах и курсах национально-регионального компонента (например, информационно- методологическая линия - в курсе «Информационные технологии»);
- метапредметно, через образовательную программу образовательного учреждения.
3.4. При описании содержания тем учебной программы устанавливается последовательность изложения :
- название темы (раздела);
- содержание учебной темы (раздела);
- необходимое количество часов для изучения темы (раздела).
3.5. Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. Требования задаются в деятельностной форме. Определяются требования к уровню подготовки не только выпускников , но и учащихся каждого класса 1-й, 2-й, 3-й ступеней обучения.
3.6. Учебно-тематический план - структурный элемент программы, содержащий наименование темы, уроков, количество часов (в том числе на теоретические и практические занятия), предполагаемые результаты обучения, средства контроля. Составляется в виде таблицы . Приложение 2. Возможно изменение формата таблицы при составлении Рабочих программ в связи со специфичностью содержания предметов по решению ШМО.
3.7. Критерии оценивания деятельности обучающихся - структурный элемент программы, содержащий критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по всем видам контроля: устные ответы, контрольные, самостоятельные, лабораторные, графические и практические работы; сочинения и изложения; контрольное списывание; диктанты; тестовые задания, зачеты; выразительное чтение текста наизусть.
3.8. Источники информации и средства обучения - структурный элемент программы, содержащий материалы учебно-методического комплекта ( учебники, учебные пособия, рабочие тетради по предмету и т.д.), обеспечивающие полноту изучения учебной дисциплины; рекомендуемую для учителя литературу (методические рекомендации по изучению курса; литература для обучающихся (учебная и научно-популярная). Список литературы включает библиографические описания изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. В данном структурном элементе содержится перечень рекомендуемых средств обучения.
3.9. Оформление программы должно соответствовать данной структуре. Допускаются отдельные изменения, внесенные педагогами дополнительно.
4. Утверждение рабочей программы.
4.1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 1 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
4.2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
- обсуждение, принятие Программы на заседании предметного методического объединения, согласование с руководителем ШМО;
- получение экспертного заключения (согласования) у заместителя директора, курирующего данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр. Допускается проведение экспертизы Программы с привлечением внешних экспертов.
4.3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
4.4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данного педагога, предмет, курс, направление деятельности и пр,
5.
Доступность рабочих программ
5.1. Рабочая программа входит в состав учебно-методического комплекса по предмету, должна быть доступна для ознакомления родителям обучающихся при их желании.